Храм пророка Илии

 

ПРИХОДСКОЙ ПРОЕКТ «ДОРОГА К ХРАМУ». ХУДОЖНИК-РЕСТАВРАТОР ИЛЬИНСКОГО ХРАМА ВАЛЕРИЙ ВИКТОРОВИЧ ГРИТЧИН: ОСОБАЯ ДОРОГА К ХРАМУ.

Эта история еще про одну особую дорогу к храму, которая связала жизнь Валерия Викторовича Гритчина с Ильинским храмом с самого детства и на всю жизнь. Родители хотели отдать его в музыкальную школу. В те времена это было модно среди юного поколения. Но душа его тянулась к живописи...

Эта история еще про одну особую дорогу к храму, которая связала жизнь Валерия Викторовича Гритчина с Ильинским храмом с самого детства и на всю жизнь. Родители хотели отдать его в музыкальную школу. В те времена это было модно среди юного поколения. Но душа его тянулась к живописи, и он поступил в художественную школу. В советские годы, когда в Ильинском храме был краеведческий музей, художественная школа находилась на территории закрытого храма. Довилось учиться Валерию Викторовичу у мастера своего дела - Аркадия Васильевича Платицина.

«Запомнил очень отчетливо в своих воспоминаниях из детства – этот флигель, где была художественная школа. Помню, что в храме был музей краеведения и художественного искусства. После занятий мы ходили и смотрели на архитектуру храма. А, когда был летний пленер, то он всегда был связан практически с рисованием фрагментов архитектуры Ильинской церкви. Я тогда рисовал и думал, как же люди могли так построить, ведь все так красиво и в тоже время сложно: нарисовать это не просто, а люди это выточили из камня. Удивлялся и удивляюсь до сих пор таланту! Помню, что когда были маленькие ходили везде. Тогда и в алтаре находился один из залов краеведческого музея. Повзрослев и поняв, что алтарь – это святыня, стали по-другому относится к этому и уже заходить туда не стали, осознавая, что это не правильно. Помню, как ломали Боголюбский собор. В это время я был в больнице, из окна палаты видел как падали купола. Мне тогда казалось, что это пережить невозможно. Своим детским сердцем я понимал, что навсегда пропадает эта красота собора, которая была внутри и снаружи, уникальные росписи и удивительной красоты храмовая живопись. К счастью, собор вскоре вернули верующим и он начал восстанавливаться».

Серьезная работа и особая связь с Ильинским храмом началась с персональной художественной выставки Валерия Гритчина. Кроме живописных работ на ней было несколько икон, которые он сделал в традиционном стиле. Выставку посетил настоятель тогда еще только восстанавливающего Ильинского храма протоиерей Павел Медведев. Увидев работы художника, отец настоятель предложил написать пробную икону для храма.

«Взялся за эту работу и быстро её сделал. Отцу Павлу понравилось и с тех пор он начал давать мне задания. Потихоньку вечерами, после основной работы преподавателя в школе, вечерами, в выходные дни, вместо отпуска я писал иконы дома. Первые образы шли трудно, с непривычки, ведь нужно было много изучить литературы перед написанием иконы в старинной манере живописи, посмотреть, как правильно все подготовить, загрунтовать, подобрать кисти и краску. Необходимо было освоить весь технологический процесс, выбрав всё самое лучшее для работы. Тогда Ильинский храм начал только восстанавливаться. Вся живопись, которой когда-то были расписаны церковные стены, была закрашена краской. Тогда верующие люди помогали отмывать стены и приводить их в порядок, проделывая титаническую работу. А я продолжал работу над иконостасом, писал иконы масляной краской. Я благодарен отцу Павлу за то, что он поверил в меня и дал возможность попробовать работать над восстановлением Ильинского храма и его преображением. И пока есть силы, с Божией помощью, продолжаю работу».

Так десятилетиями вечерам и ночами, когда в храме нет служб, Валерий Викторович работает. Таким, каким мы видим нижний храм Ильинской церкви сегодня, мы обязаны этому художнику. Иконостас, потолочная живопись и основные храмовые иконы – все написано Валерием Викторовичем. Самое сложное – это процесс подготовки к росписи. Ведь каноны церковной живописи утверждались столетиями. Иногда образец нужного сюжета маленький и невозможно рассмотреть подробно все детали, тогда приходится искать похожие образцы. Смотреть, как делали данную работу другие художники, анализировать все школы живописи, выбирая свой вариант для работы. Валерий Викторович старается заимствовать только лучшие сюжеты, делать лучший подбор красок и образцов.

«Конечно, иногда в работу приходится добавлять что-то от себя, не от великого таланта или гордости, а потому что так требует душа, чтобы весь сюжет смотрелся в единой композиции. Простому человеку такие моменты не видны, а вот профессионал сразу заметит, где я добавил яркость красок, где наклон головы в другую сторону и прочее. Эти нюансы приходится самостоятельно дорабатывать, чтобы все было в едином стиле и колорите».

Проходит время и храмовые иконы и живопись покрываются слоем пыли и копоти. Этот процесс нельзя прекратить, ведь всю живопись храма невозможно поместить под стекло. Поэтому приходится через определенный отрезок времени вновь чистить стены, убирать слой пыли и копоти, реставрировать уже написанные сюжеты. Процесс долгий и кропотливый. Чтобы восстановить один сюжет после размывки необходимо полтора месяца. Сначала делается эскиз. Так как сразу делать рисунок на потолке не удобно, поэтому работать приходится на специальной поверхности на полу. Эскиз с картона переносится на кальку. Ее разрезают на несколько частей и работают с каждым фрагментом отдельно. Контур делается углем, затем обводится краской, стирая уголь. Роспись Валерий Викторович делает в стиле итальянской живописи 19-20 века. Художник любит работать с масляной краской, ведь она более сочная, яркая, но и у нее есть свои минусы, говорит он, это шелушение и зависимость от перепадов температуры. Масляной краской работать намного быстрее, чем, например, делать фреску. Материалы для работы Валерий Викторович покупает в художественном магазине. Для работы ему также требуются специальные кисти.

Работая вечерами и ночами в храме Валерий Викторович погружается в особую благодатную атмосферу творчества. По его словам невозможно не думать в эти минуты о величие Ильинского храма, о его истории и основателях. Ведь для него, как и для многих прихожан и мичуринцев – Ильинский храм – жемчужина родного края.

Сегодня нижний храм Ильинской церкви – уютный светлый и теплый. Этот храм был особенно любим преподобным Севастианом Карагандинским, который до ссылки в Караганду служил в Ильинском храме города Козлова (ныне Мичуринска). Святой отмечал, что нижний храм настраивает верующего на особый молитвенный лад. Сегодня здесь перед алтарем сделана роспись икон преподобного Севастиана Карагандинского и священномученика митрополита Владимира Богоявленского. Завершена размывка живописи и ее обновление. В 2018 год Ильинский храм города Мичуринска вступил обновленным и преображенным.

Материал и видео: Вера Бахтурина


Икона дня

Календарь

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Официальный сайт храма Пророка Илии города Мичуринска Тамбовской области (Мичуринская и Моршанская Епархия). Здесь вы найдете информацию о храме, жизни его прихода, душеполезные чтения, информацию о православных праздниках, статьи о православии, выдержки из творений святых отцов, православное видео и много другое. Это сайт для православных мичуринцев, а также для всех православных христиан. Присоединяйтесь! 

Будьте с Богом – будьте с храмом!

Адрес храма: 393740, Тамбовская область, город Мичуринск, улица Советская, 349

Телефон: 8 (47545) 5-20-75

 

vk ok fb inst