Храм пророка Илии

 

РУБРИКА «ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ» (ПОЧИТАЕМЫЕ МОГИЛКИ МИЧУРИНСКИХ ПОДВИЖНИКОВ БЛАГОЧЕСТИЯ): СХИИГУМЕНИЯ СЕРАФИМА (ФИЛАТОВА)

Исторический очерк о схиигуменье Серафиме написан со слов дочери священника иерея Виктора Фёдоровича Протопопова, служившего в храме Архангела Михаила в селе Избердей, Петровского района (Козловского уезда, Тамбовской губернии) Тамбовской области, до 1929 года, Руфины Викторовны Протопоповой, в замужестве Куликовой.

 ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА

СХИИГУМЕНИЯ СЕРАФИМА
(в миру: Прасковья Петровна Филатова)

Исторический очерк о схиигуменье Серафиме (в миру: Прасковья Петровна Филатова) написан со слов дочери священника иерея Виктора Фёдоровича Протопопова, служившего в храме Архангела Михаила (2-й престол – Казанской Божией Матери) в селе Избердей, Петровского района (Козловского уезда, Тамбовской губернии) Тамбовской области, до 1929 года, Руфины Викторовны Протопоповой, в замужестве Куликовой. Руфина Викторовна Куликова, в силу жизненных обстоятельств, явилась очевидцем и участницей нижеописанных событий.

Схиигумения Серафима захоронена в конце лета 1955 года, в 03 часа 30 минут утра (ночи) при огромном стечении народа, на Скорбященском кладбище г. Мичуринска Тамбовской области. Каждый из присутствующих на похоронах старался прикоснуться к её гробу или хотя бы к материи, которой он был обит. По решению местных властей похороны должны были быть тайными и быстрыми, чтобы не допустить религиозной пропаганды торжества Православной Веры в народе. Ибо все знали и почитали её – как духоносную и прозорливую, обладающую даром от Бога на излечение больных.

На месте захоронения её захоронения расположены три могилы, с лева на право:

1) Схиархимандрит Илларий (оптинский) в миру - Кольцов – прозорливый;

2) в центре – схиигумения Серафима в миру - Прасковья Петровна Филатова – духоносная, прозорливая;

3) Схимонахиня Серафима – сирота с трёхлетнего возраста, котору. Приютил монастырь, пожизненно.

У схиигумении Серафимы была келейница Надя, которая являлась односельчанкой Руфины Викторовны. Они вместе ходили в храм Архистратига Михаила в селе Избердей, где служил иерей Виктор Фёдорович Протопопов – родной отец Руфины Викторовны. Впервые о том, что схиигумения Серафима является духоносной, они узнали со слов паломников из г. Козлова и его уезда, ходящих в Киево-Печерскую лавру к знаменитому в то время (революция 1917 г. и гражданская война) старцу Анатолию. Его посещали даже паломники с Дальнего Востока из г. Владивосток. Трижды к нему ходила и жительница г. Козлова бездетная Феодосия (в монашестве Федула – соседка родной сестры Руфины Викторовны – Анны) с молением к Богу о даровании ей детей. Когда старец Анатолий вышел благословить многочисленный народ, он призвал к себе паломников из г. Козлова и вручил паломнице Феодосии три просфоры (большую, среднюю и маленькую). А на её вопрос: для чего и зачем; ответил: потом сама узнаешь. И при всём народе объявил о том, что по милости Божией у них теперь нет надобности приходить к нему издалека, так как у них самих в г. Козлове появился столп до неба, прямо указав на схиигумению Серафиму: к ней за помощью и обращайтесь…

После этого, паломнице Феодосии, Бог послал троих детей (одного за другим) старшего, среднего и младшего, и все об этом знали.

От Руфины Викторовны я узнал о случаях излечения больных при помощи схиигумении Серафимы, связанных не только с её личной судьбой, но и с судьбой моих сродников, и других посторонних людей, о которых доверительно рассказывала матушкина келейница.

При жизни матушки схиигумении Серафимы до 1955 года и после её смерти были нижеописанные исцеления.

1. В середине тридцатых годов, в самое голодное время, к матушке схиигуменье Серафиме обратился (тайно) полковник красной армии для излечения от сифилиса. Она приняла его и попросила келейницу Надю закрыть полковника на замок в подвале и не под каким предлогом, до окончания молитвы, не выпускать его из-под замка. Полковник согласился. Всю ночь, пока шла молитва, полковник метался по подвалу, кричал и угрожал расстрелом. Когда на утро его открыли – смирный и обессиленный полковник сознался, что если бы его не закрыли на замок, от невыносимых болей и страданий, он был готов застрелить матушку Серафиму и при нём был пистолет. После своего излечения, полковник принёс в благодарность матушке мешочек крупы и сахара. В то время был сильный голод.

2. У родной сестры моего отца и моей крёстной Анны Григорьевны Куликовой (в монашестве – Феодора) в конце пятидесятых годов были парализованы обе ноги и она более года лежала без движения. Через общих знакомых женщин, которые ходили к схиигуменье Серафиме, она обратилась к ней с просьбой помолиться об излечении на расстоянии, так как они знали друг друга и дружили. Узнав о её болезни, матушка Серафима передала моей крёстной слова утешения о её скором выздоровлении. Так и произошло. При деликатных обстоятельствах, она в одночасье поправилась и до глубокой старости ходила своими ногами.

После смерти матушки схиигумении Серафимы (т.е. после 1955 г.)

3. В 1958 году у Руфины Викторовны было уже трое детей – мои двоюродные братья и сестра. В нижней части горла у неё образовался зоб размером с маленькое яблоко. Врачи взяли пробу, поставили её на онкологический учёт и в очередь на операцию в г. Тамбове. Мой отец (родной брат её мужа) в это время жил и работал в г. Воронеже и в силу своей профессии, договорился об этой операции с лучшим хирургом – женщиной г. Воронежа, чтобы операционный шов на шее Руфины Викторовны был, как можно менее заметен и не испортил её красивую внешность. За время ожидания операции (2 месяца) Руфина Викторовна тайно сходила на могилу к матушке схиигуменье Серафиме; взяла у неё малую горсть земли и, завязав узелком в платочек, на булавке, прикрепила с внутренней стороны воротника своего халата, приложив к больному месту. Занимаясь домашними делами и работой, она молилась матушке Серафиме о выздоровлении. В назначенное время из г. Воронежа, приехал мой отец, чтобы отвезти её на операцию. Заметив, что зоб исчез, он подумал, что операцию уже сделали в Тамбове. Но тогда почему нет шва на шее? Забывшись домашними делами, Руфина Викторовна не заметила момента своего выздоровления и перед зеркалом обнаружила – что зоб на нё горле бесследно исчез. Она рассказала моему отцу о своём тайном посещении могилы матушки Серафимы, об узелке с землёй на воротнике халата и пр… после чего мой отец не сдержал слёз и плакал, т.к. лично был знаком с матушкой Серафимой и знал, что она помогает людям.

4. В 2000 г. у Руфины Викторовны, на лице около глаза, образовалось тёмное зернистое пятно. Врачи взяли пробу и поставили её на онкологический учёт; предложили сделать операцию в г. Тамбове, т.к. пятно начало сочиться и приближалось к глазу. Не обращаясь к врачам, Руфина Викторовна повторила прежний опыт с излечением зоба на горле. Через некоторое время пятно на лице засохло и исчезло без следа.

И в первом (1958г.) и во втором (2000 г.) случаях, врачи от удивления только разводили руками.

Летом 2015 года, Руфине Викторовне исполнилось 92 года. Всем присутствующим сродникам она читала духовные стихотворения из семейного архива без очков. На мой вопрос о нормальном зрении в её возрасте, она ответила, что ей помогает матушка схиигумения Серафима. Светлая и вечная ей память.

Её отец священник – иерей Виктор Фёдорович Протопопов в 1925 году отказался подписать в НКВД документы на сотрудничество с обновленческой церковью. Одновременно с ним, ьакже поступил батюшка Николай Сосновский из г. Козлова. В 1929 году, после повторного отказа в подписании документов в НКВД о сотрудничестве с обновленческой церковью, иерей Виктор Фёдорович Протопопов был арестован НКВД и в 1933 году расстрелян за Веру Христову на Соловках.

Перед арестом ему снился сон о двух дорогах перед ним: большой и малой. Он выбрал малую – еле заметную и безлюдную. До ареста он успел встретиться с матушкой схиигуменией Серафимой и утвердился в своём выборе о малой дороге. Она лично подошла к нему за благословением и они простились навсегда. На предложение сочувствующих, власть имущих чиновников, предлагавших ему деньги и подводы с лошадьми для побега перед арестом, он с благодарностью за помощь, добровольно от неё отказался, прилюдно заявив: что от своего креста перед Христом и людьми он не отречётся.

 СЛАВА ОТЦУ И СЫНУ И СВЯТОМУ ДУХУ

И НЫНЕ И ПРИСНО И ВО ВЕКИ ВЕКОВ. АМИНЬ.

 

Пётр Куликов,
прихожанин Ильинского храма города Мичуринска

 


Икона дня

Календарь

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Официальный сайт храма Пророка Илии города Мичуринска Тамбовской области (Мичуринская и Моршанская Епархия). Здесь вы найдете информацию о храме, жизни его прихода, душеполезные чтения, информацию о православных праздниках, статьи о православии, выдержки из творений святых отцов, православное видео и много другое. Это сайт для православных мичуринцев, а также для всех православных христиан. Присоединяйтесь! 

Будьте с Богом – будьте с храмом!

Адрес храма: 393740, Тамбовская область, город Мичуринск, улица Советская, 349

Телефон: 8 (47545) 5-20-75

 

vk ok fb inst