Храм пророка Илии

 

РУБРИКА «ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ»: УБИЙСТВО МИТРОПОЛИТА ВЛАДИМИРА (БОГОЯВЛЕНСКОГО).

Дорогие братья и сестры! Начинаем публиковать цикл жизнеописаний святых Мичуринской и Моршанской епархии. В ближайшие месяцы мы будем знакомить вас с весьма интересными фактами из жизни святых. А начать свой цикл мы хотим с выдающегося архиерея своего времени, негласного Патриарха всероссийского, первого мученика XX столетия – митрополита Владимира (Богоявленского), Киевского и Галицкого.

Дорогие братья и сестры! Продолжаем публиковать цикл жизнеописаний святых Мичуринской и Моршанской епархии. В ближайшие месяцы мы будем знакомить вас с весьма интересными фактами из жизни святых. А начать свой цикл мы хотим с выдающегося архиерея своего времени, негласного Патриарха всероссийского, первого мученика XX столетия – митрополита Владимира (Богоявленского), Киевского и Галицкого.

На Всеукраинском Церковном соборе был поставлен вопрос об автокефалии Православной церкви на Украине. Митрополит Владимир твёрдо отстаивал единство Русской церкви. Лидер партии раскольников архиепископ Алексий, самочинно поселившийся в Лавре по соседству с митрополитом Владимиром, активно настраивал монахов Лавры против архипастыря и священноархимандрита. Обстановка на Соборе и вне его стен была конфликтной - позиции сторон определялись политическими пристрастиями, аргументами в споре участников Собора становилась вооружённая митингующая улица. В это время к Киеву приближались советские отряды под командованием Михаила Муравьёва. Собор, так и не приняв никакого решения, 18 января 1918 года был закрыт. 23-24 января советские войска (2-я революционная армия под командованием Рейнгольда Берзина) овладели Печерском. Лавра оказалась в осаде.

Безвластие и революционный хаос, охватившие Киев в конце января 1918 года, создали благоприятные условия для активизации уголовников. Ещё ранее, сразу после Февральской революции, в Печерской лавре началось брожение среди рядовых монахов против монастырского руководства, вызванное преимущественно материальным неравенством. Ключевую роль в разжигании нетерпимой атмосферы в Лавре сыграл безудержный «церковный большевизм», возникший и усиливавшийся на фоне безвластия и анархии, охвативших революционную Россию. В монастыре проходили митинги, на которых раздавались требования демократизации церковного управления и протесты против митрополита Владимира, чьи методы управления считались деспотичными. Монахи, поддавшись революционным веяниям, даже избрали себе нового наместника, архимандрита Климента (Жератиенко). Моральный авторитет Владимира и благоговение к нему пали настолько низко, что среди лаврских насельников просто не нашлось тех, кто искренне стремился защитить его достоинство и жизнь. Вместе с тем исследователь Кабанец отметил, что национально-религиозные разногласия не играли ключевой роли в умонастроениях монахов, поскольку национальное сознание у них почти отсутствовало, и для подавляющего большинства насельников монастыря требования автокефалии не шли дальше представлений об экономической самостоятельности и самоуправлении.

Поздно вечером 24 января 1918 года в дом наместника в Верхнем монастыре ворвались четверо вооружённых солдат в сопровождении женщины, одетой сестрой милосердия, потребовали накормить их ужином, а поужинав, тщательно обыскали дом. Позже стало известно, что нападавшие перед этим ограбили благочинного и лаврское казначейство, забрав даже обесцененные инфляцией кредитные билеты и боны на ничтожную сумму.

Днём 25 января 1918 года красногвардейцы провели обыск в покоях митрополита. Монахи жаловались красногвардейцам, что они хотят устроить в монастыре такие же порядки, как у красных - с комитетами и советами, но митрополит не позволяет им.
Вечером 25 января 1918 года к митрополиту Владимиру, жившему в Киево-Печерской Лавре, пришли пять вооружённых солдат во главе с человеком, на голове которого была надета бескозырка, поэтому очевидцы приняли его за матроса. Ранее монахами Лавры, подстрекаемыми архиепископом Алексием, был пущен слух, что у митрополита хранятся деньги киевских храмов, и пришедшие требовали, чтобы он их отдал. Затем Владимира забрали из его покоев якобы для того, чтобы отвести к коменданту. Но вместо этого митрополита вывели из лавры через Всехсвятские ворота и зверски убили между валов Старой Печерской крепости, неподалеку от Никольской (впоследствии Лаврской) улицы.

Имевшаяся в лавре наёмная охрана - «специальная милиция» - набиралась из всяких проходимцев и не выполнила своих обязанностей по защите монастыря, чем фактически потворствовала разбойникам, чьё нападение заняло не больше 20-25 минут и было рассчитано исключительно на внезапность и решительность. Преступники очень спешили, опасаясь, что их разоблачат и схватят. Исполнявший в митрополичьих покоях послушание швейцара монах Фёдор подслушал обрывки разговора между Владимиром и пришедшими солдатами - речь шла о деньгах. По свидетельству очевидцев, в комнатах господствовал «полный хаос… всё ценное ограблено, в том числе и деньги, но сколько именно, неизвестно». Нападавшие не смогли предвидеть лишь то, что все финансовые средства епархии и владыки (122 996 рублей и 278 419 рублей процентными бумагами) хранились не в монастыре, а в кассе Софийского митрополичьего дома. Неудача очень обозлила грабителей, что повлекло расправу с митрополитом. На теле убитого было найдено шесть пулевых отверстий и несколько колотых ран.

Свидетелями произошедшего были личные келейники, прислужники, секретарь Владимира и даже несколько высокопоставленных священнослужителей, в том числе прежний наместник Амвросий, епископ Прилуцкий, викарий Полтавской епархии и епископ Фёдор (Лебедев). Никто из них не оказал митрополиту никакой помощи. Более того, сохранилось воспоминание, что когда солдаты вели Владимира мимо Успенского собора, они столкнулись с большой группой монахов и паломников, но «все они отнеслись к уводу митрополита совершенно безучастно», и на призыв какой-то богомолки заявили, что происходящее «не их и не её дело».

29 января 1918 года для отпевания тело митрополита было перенесено в Великую Успенскую церковь Лавры. Чин отпевания возглавил митрополит Тифлисский Платон (Рождественский).

#подвижникиблагочестия
#ильинскийхрамгородамичуринска
#дорога_к_храму


Икона дня

Календарь

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Официальный сайт храма Пророка Илии города Мичуринска Тамбовской области (Мичуринская и Моршанская Епархия). Здесь вы найдете информацию о храме, жизни его прихода, душеполезные чтения, информацию о православных праздниках, статьи о православии, выдержки из творений святых отцов, православное видео и много другое. Это сайт для православных мичуринцев, а также для всех православных христиан. Присоединяйтесь! 

Будьте с Богом – будьте с храмом!

Адрес храма: 393740, Тамбовская область, город Мичуринск, улица Советская, 349

Телефон: 8 (47545) 5-20-75

 

vk ok fb inst